Топ-12 «грязных» технологий на местных выборах-2010
Алла Присяжнюк, «Главред»
Прослушка, провокации, компромат и «клубничка» на службе у команд кандидатов.
В идеале в политической рекламе все должно быть прекрасно: и картинка, и слоган, и их сочетание. Но на практике ни одна кампания не обходится, увы, без забрасывания камнями огородов оппонентов. Причем, глядя на некоторые «шедевры» штабов, остается только отшучиваться: «О времена, о нравы!». «Главред» с помощью специалистов оценил масштабы использования «черного пиара» на местных выборах. 1. Одной из первых жертв «творчества» конкурентов стал оппозиционный мэр Черкасс Сергей Одарич. начала билбордами завесил город сам Одарич. Но потом появился кандидат от Партии регионов с многозначительной фамилией Влизло, и в одно мгновение его фото «влезло» поверх мэрского на билбордах. потом листовками с фамилией Одарич, обмазанными толстым-толстым слоем клея, конкуренты оклеили все лифты в городе, придав им вид мрачного мусоросборника. Но на этом они не успокоились и начали кричать «за Одарича!» после 23:00. Примерно в то же время они ходили по домам, представляясь его агитаторами. В другое время граждане, быть может, и заслушались бы обещаниями построить на их просторах «Нью-Васюки», но в полночь возмущению общественности не было предела. А потом «черный» пиар приобрел и вовсе неприличные формы – в городе начали раздавать газету «Семейный гламур» с карикатурными материалами против жены мэра. 2. А вот в Кременчуге, напротив, решили, что стесняться «клубнички» не надо, и рядом со слоганом одной известной в городе партии («Рідне місто») поместили девушку, вызывающую у мужчин еще какие восторги! 3. Все, на что способен оскорбленный предприниматель, продемонстрировали штабы Сумщины. Там распространяли анонимные листовки с призывом «Присоединяйся к уничтожению малого и среднего бизнеса» за подписью «Сильной Украины» и Сергея Тигипко. 4. В Николаеве креативщики из партии «Третья сила» и организации «Наш город» вошли во вкус в борьбе с горсоветом и с помощью лозунга «Нашу землю воруют!» призвали пикетировать его сессии. 5. Немногие выборы обходятся без «секс-скандала». На этот раз личную жизнь кандидатов вывернули в Одессе. В частности, сайт «Народная правда» информирует о том, как глава партии «Родина» Игорь Марков и известная телеведущая одесского канала «АТВ» Наталья Перевалова окунулись в ночную жизнь Москвы. Как Марков организовывает партийную работу в Крыму с помощью женщин «не слишком тяжелого поведения», рассказал сайт «Свободная Одесса» (контролируется мэром Одессы Эдуардом Гурвицем), разместивший якобы распечатку телефонного разговора: Сутенерше, по рассказам, герой публикации даже предложил возглавить список своей партии в один из советов. Хотя уверенности в том, что распечатки подлинные, нет, а может ли уважающая себя пресса публиковать подобное – вопрос в наше время риторический. В свою очередь желающие узнать леденящие кровь подробности о жизни Гурвица и его окружения могут заглянуть на сайт Маркова. Кроме того, одесситы собственными глазами могли увидеть наклейки «За Одессу без Гурвица» без исходных данных. По данным наблюдателей общественной организации «Опора», их распространял штаб «Регионов». Но самый гуманный одесский суд не усмотрел в этом никаких нарушений.
6. В Чернигове задержали машину с газетой, содержащей критику и комиксы против основных кандидатов в мэры: 25-летней Анны Романовой и действующего мэра Александра Соколова (дескать, он ездит на машине, арендованной у бизнес-структуры за 1 грн.). Но в данном случае действовали профессионалы: газета была официально зарегистрирована, факты были известными, и придраться, в общем-то, было не к чему. Тем не менее, тираж конфисковали, а Партия регионов почему-то возмутилась тем, что этот «черный» PR против нее. Хотя о «Регионах» в газете не было ни слова. При этом в общественной организации «Опора», осуществляющей мониторинг выборов, задались резонным вопросом: если напечатать «левую» газету – не проблема, то где гарантия, что с таким же успехом не напечатают и «липовые» бюллетени? Тем более что из-за отсутствия денег степень их защиты будет минимальной, говорит председатель правления «Опоры» Ольга Айвазовская. 7. В политической рекламе «нашли отражение» и подробности о кандидатах в мэры Херсона: у одного «хатынка» на 1000 «квадратов», у другого фамилия созвучна с «гирей», которую можно кинуть, третий «купит каждого». Судя по слогану на листовке против Алены Ротовой «хороший херсонец – мертвый херсонец», ничего хорошего после выборов горожанам «не светит».
9. Драматично началась кампания в Житомире. Пресс-служба мэра Веры Шелудченко и губернатора Рыжука, ничего не подозревая, выдали сообщения о том, что тепло в дома подадут 5 октября. Но не тут-то было. Городам области тепло включили, а Житомиру – нет. Якобы из-за задолженности, хотя долги есть абсолютно у всех городов. Как уже писал «Главред», граждане Житомира мерзли из-за сложного клубка противоречий между кандидатами и их «патронами». Одним из оппонентов Шелудченко является бывший замдиректора «Газ Украины» Михаил Заславский. Его поддерживает депутат-«регионал» Присяжнюк и «гнобит» губернатор-«регионал» Рыжук (как поговаривают, «за тайное посещение синагоги»). Рыжук, который пуще всего хочет сохранить кресло после выборов, говорит, что его устраивает Шелудченко. Хотя у Партии регионов в городе есть свой кандидат в мэры – Владимир Дебой, заместитель Рыжука, директор компании «Житомирпиво». Когда абсурд происходящего между кандидатами начал переходить все мыслимые пределы, наступила развязка: «посиневшим» в своих квартирах горожанам включили отопление, несмотря на задолженность. Но за это время Вера Тимофеевна успела хорошенько подумать о многих вещах. О том, как плохо влияют на рейтинг холодные трубы. О том, возбудят ли против нее уголовное дело якобы по факту неуплаты ГП «Газ Украины» 20 млн. грн. Наконец о том, каким обозленным, несмотря на довольно лояльное отношение, может быть губернатор Рыжук, которому досталось за «холодомор». Провокаций с геями и лесбиянками тоже хватало. Хотя в Житомире до сих пор мало кто знает, как выглядит кандидат в мэры от «Фронта змін» Геннадий Зубко, зато любая бабушка точно знает, что его поддерживают наследники Содома и Гоморры. А Зубко, чтобы поднять рейтинг, теперь судится с каждым, кто рядом с его фамилией напишет слово «гей». 10. «Доброта» к избирателям во всей красе проявилась в Кременчуге. Поскольку слухами о якобы испорченных пайках уже никого не удивишь, оппоненты кандидата в мэры Олега Бабаева, президента футбольного клуба «Ворскла» и главы наблюдательного совета «Кременчугмясо», распустили слухи о том, что якобы на его заводе колбасу делают не то из собак и кошек, не то из «хвостиков аргентинских коней». Некоторые особо доверчивые граждане пришли в ужас. 11. С целью дискредитации кандидата в мэры Полтавы Александра Мамая штаб конкурентов пригласил в его офис чуть ли не всех пенсионеров города якобы за пайками. Хотя там их не ждали, тем более в таком количестве. Понятное дело, не все избиратели поняли, что против них применили «грязную» технологию. Но это было и неважно – многие затаили обиду на «жадного» кандидата. 12. Кандидату в мэры Ужгорода Владимиру Погорелову городской теризбирком выписал первый «горчичник» за то, что он якобы без предупреждения теризбиркома встречался с избирателями. К слову, городскую ТИК контролирует его оппонент Сергей Ратушняк. Но провокации не прекратились, и сегодня в Ужгороде средь бела дня предлагают деньги якобы от Погорелова. А два «горчичника», по закону о местных выборах, влекут за собой отмену регистрации кандидата. Словом, вариантов, как «убить» рейтинг соперника и снять его с дистанции, – масса. Но «черный пиар» только тогда будет эффективным, говорит специалист по региональным выборам, координатор проекта MESTNYE.сом Павел Карайченцев, когда он легко «накладывается» на ожидания людей и соответствует их представлениям о жизни. Например, продукты в пайках испорчены, детские площадки не сертифицированы, кандидат имеет паспорт Израиля и так далее. Для пущей убедительности можно рассыпать, как в Житомире, гвозди на детской площадке, установленной одним из кандидатов, а потом по ТВ «прокрутить» сюжет о том, как когда-то давно ребенка убило качелей. Хотя если в целом оценивать работу штабов, то нынче преобладает филигранный «черный пиар», а не топорная работа, говорит эксперт. Рассказ о «грязных» технологиях на местных выборах был бы, конечно, неполным без упоминания админресурса на службе у «черного пиара». Арест, открытие уголовных дел, проверки КРУ и налоговой, манипуляции с «нарезкой» округов, угрозы в адрес руководителей бюджетных учреждений позволяют в условиях короткой кампании эффективно бороться с конкурентами. Так, мэр Каменец-Подольского физически не смог зарегистрироваться кандидатом, поскольку находился в СИЗО. В Черкассах КРУ заблокировала счета исполкома. А уж как избиратели настороженно относятся к кандидатам, против которых возбуждены уголовные дела, и рассказывать не надо. И никого этот «черный арсенал» не смущает и не коробит. Кандидаты и их политтехнологи словно забыли, что «мегачернуха» грозит потерей уважения народа, которым, как известно, сильна любая власть.
|