Всё ли прозрачно в торговле арестованным имуществом в Чернигове? .
Данный материал является продолжением статьи о торгах конфискованным имуществом. Прошлая статья была так сказать официальной версией процедуры реализации арестованного имущества. После выхода последней статьи, с нами связался один из читателей сайта Gorod.cn.ua и предложил рассказать подноготную работы торгующих организаций, государственной исполнительной службы и почему арестованное имущество попадает именно к «нужным» людям:
«Согласно принятой «Инструкции об проведении исполнительных действий» п. 5.12 Министерство юстиции ежегодно заключает с торгующими организациями договора на реализацию арестованного имущества. И это, по словам моего собеседника, клондайк для коррупции. Поскольку торгующие организации чтобы получить этот договор везут в Киев чемоданы денег и договариваются там. По результатам этих договорённостей, кто-то проходит, а кто-то пытается судиться. Так, например в этом году, не получила право на реализацию имущества кампания Юнор, руководство которой якобы «не порешало вопросы» в Киеве. Для сравнения Минюст в этом году заключил договора с четырьмя кампаниями, а это на две кампании меньше, чем было в прошлом 2011 году. Все торгующие организации, определённые в Киеве, имеют свои филиалы в каждой области. По словам собеседника для того чтобы это региональное отделение работало результативно ему нужно находить «общий язык» с государственной исполнительной службой Главного управления юстиции в Черниговской области. Все основные договорённости по реализации того или иного имущества проходят непосредственно через службу. По его словам ни одни торги в Чернигове не проходят без дополнительного заработка для сторон участвующих в этом процессе.
Еженедельные тендеры, которые проходят на базе управления юстиции, часто не имею никакого смысла, поскольку всё зачастую решено уже и до них. Как правило, выигрывает одна и та же торгующая организация, поскольку находит подходы к исполнительной службе.
Проходит реализация имущества приблизительно следующим образом: например квартира ценой в 100 тыс. долларов попадает на первый круг торгов. Он, как правило не проходит, поскольку никто не подаёт заявки – так как цена соответствует рыночной, либо даже частично завышена, отчего нет мотивации ее покупать. На второй круг торгов квартира уже уценяется на 25% и стоит 75 тыс. Эта цена – как раз ниже рыночной на 25 тысяч и такая покупка является действительно выгодной для любого. Задача устроителей торгов – устранить «левых» конкурентов и продать по этой цене жилье своим людям, поэтому второй круг торгов, тоже стараются сорвать разными способами. Например, подставные участники торгуются хоть до миллиона, чтобы тот, кто реально хочет купить квартиру не смог перебить цену. Затем по истечению 10 банковских дней, тот, кто заявил наивысшую ставку деньги просто не выплачивает. В результате – торги сорваны.
Уже на третий круг квартира уценена на 50% и стоит 50 тыс. $. На торгах её реализуют по документам за 50 тыс. а оставшиеся 25 тысяч делятся между участниками схемы. В этом и заключается всё объяснение такой дешевизны реализации на аукционах продаваемых товаров. Тот, кто покупает квартиру или машину, на самом деле платит за неё дороже, той суммы, которая декларируется на третьем круге торгов, и определенная часть платиться чёрным налом неофициально. Приезжает, например какой-то инвестор и говорит: «Я готов купить єнот объект за 300 тыс. Официально продавайте за сколько хотите –остальное ваше». Например его продали на третьем круге – за 150 тыс. , а 150 тыс. – заработали, – продолжает мой собеседник.
Есть и другая, но похожая на первую схема продажи на торгах «своему» человеку. Перед торгами регистрируется два человека. Продаётся дом, который стоит 400 тыс. грн. Сначала озвучивается стартовая цена 100 тыс. Все согласны. Потом один из «своих» участников говорит сумму 100 тысяч и 1 грн., а второй свой участник сразу же озвучивает сумму 1 000 000 (миллион) гривен. И посторонний человек, который хотел купить этот дом за 400 тыс. грн. уже не может его купить, даже если это и бывший хозяин этого дома.
Потом в течение 10 банковских дней этот миллион не оплачивается и право на покупку переходит второму участнику, предложившему 100 тысяч и 1 гривну. Таким образом, заинтересованные лица зарабатывают 300 тыс. грн.
Интересна ситуация в отношении банков, которые зачастую забирают у должников деньги за кредиты. По идее банк должен быть заинтересован в продаже имущества должника по максимальной цене. Но поскольку, в банке работают тоже живые люди, то благодарность представителю банка в размере 50-100 тыс. грн. является для него весомым аргументом, чтобы не оспаривать ни размер экспертной оценки ни окончательную цену реализованного товара. Тем более что потом остальную часть неоплаченного долга банк всё равно теми или иными способами добивается у должника. В целом банки в курсе всех схем и зачастую там работают бывшие сотрудники исполнительной службы или милиции. И даже с экспертными организациями, которые занимаются оценкой имущества, договариваются, чтобы изначально занизить цену и хоть что-то заработать».
В итоге, по словам моего собеседника, вся эта система работает уже с 2003 года и ни одни торги не прошли так, чтобы не сработала коррупционная схема заработка денег. И даже введённая на определённом этапе процедура тендера, не помогла наполнить бюджет или более дороже продавать имущество. Просто немного усложнилась коррупционная схема, а всё участвующие в процедуре стороны как зарабатывали, так и продолжают зарабатывать.
Позиция исполнительной службы
Позицию исполнительной службы озвучил начальник управления государственной исполнительной службы (ГИС) в Черниговской области Олег Семёнович Шерман, уже 6-той год работающий на данной должности.
Он обозначил несколько ключевых моментов в работе исполнительной службы. Прежде всего, определение торгующих организаций на всю Украину происходит один раз в год и проводиться Государственной исполнительной службой, областные управления исполнительной службы не имеет к этому никакого отношения. Филиалы торгующих организаций, которые работают в области, никоим образом не подчиняются исполнительной службе. И экспертные организации, которые делают оценку имущества, не работают в системе министерства юстиции и соответственно никак не зависят от исполнителей. Олег Семёнович отметил, что никто из исполнительной службы, ни он лично не рядовой исполнитель никоим образом не влияют на процесс реализации арестованного имущества. После тендера реализация имущества полностью ложиться на плечи торгующей организации. Что касается озвученных «коррупционных схем», то главному исполнителю области они неизвестны, и по его мнению, если таковые имеют место, то ими должны заниматься правоохранительные органы.
Также Олег Шерман отметил, что торгующей организации нет смысла о чём-то договариваться с исполнительной службой или юстицией, поскольку процедура выбора на тендере торгующей организации полностью прозрачна и понятна. Право на реализацию того или иного имущества отдаётся той организации, которая поставит себе наименьший процент «комиссионных».
Но есть ещё некоторые дополнительные факторы, которые могут повлиять на выбор торгующей организации. Организация, которая активно помогает исполнительной службе при изъятии имущества, описи и его хранении может иметь определённые преференции при выборе торгующей организации на тендере. Причём, по словам Олега Семёновича, сами торгующие организации отдают друг другу «пальму первенства», учитывая расходы, которые понесла та или иная торгующая организация.
Во время проведения тендера и определения торгующей организации, со стороны комиссии «смухлевать» невозможно, поскольку в протоколе, который ведётся, описывается мотивация почему приоритет отдали той или иной торгующей организации. Потом эти протоколы могут быть проверены и иногда проверяются Прокуратурой и вышестоящей исполнительной службой.
Резюмировал Олег Семёнович тем, что сама нормативно-правовая база ведения исполнительного процесса выписана так, что желания повлиять на неё кому бы то ни было невозможно, и от желания начальника управления или кого-то другого здесь ничего не зависит. «А говорить на кого угодно и что угодно можно много» – закончил чиновник.
О работе торгующих организаций изнутри
О работе торгующих организаций рассказал бывший директор Черниговского филиала «Элит Сервис» Андрей Кудабеков. Обвинения, которые в данном случае звучат в сторону торгующих организаций и исполнительной службы Андрей считает «притянутыми за уши». Он допускает, что их могут распускать люди, занимающиеся перекупкой на этом рынке и недовольные именно тем, что им не удаётся влезть и реализовать те самые «теневые схемы».
До своей работы на этом рынке, Андрей тоже недоверчиво относился к работе исполнительной службы и в целом рынка арестованного имущества. Потом, после более чем годичной работы в торгующих организациях, для него всё стало более ясным и не столь подозрительным как раньше. «Люди думают, что на этом рынке воротят миллионами, на самом деле это не так. Во многих случаях товар здесь проблемный, изношенный и не ликвидный. И реализовывать его не так уж и просто. Иногда как говорят, овчинка выделки не стоит» – делиться Андрей. По словам бывшего директора Элит-Сервиса часто цены на вторичном рынке, например на жильё, ниже чем арестованное имущество, которое выноситься на первый этап торгов. «А ведь ничего не поделаешь, экспертные организации оценивают правильно и на нарушение не пойдут. Поэтому и снижается цена лотов на втором круге продаж». Как объяснил Кудабеков, в новом законе «Об ипотеке» разрешили снижать цену на лоты специально для того, чтобы реализовать имущество, или недвижимость ввиду очень маленького спроса на него. Никто не хочет возиться с переоформлением проблемных машин или выселять из дома детей и стариков. Такова истинная причина маленького спроса. В отношении вопроса о самой возможности наличия каких-либо коррупционных схем во взаимодействии и работе ГИС и торгующих организаций Андрей сказал так: «не стоит искать чёрную кошку в тёмной комнате, особенно если её там нет». Тем самым господин Кудабеков не допускает наличия таких «коррупционных схем» в работе этих структур.
Некоторую приоритетность со стороны ГИС в работе с ПП «Юстиция» Андрей объяснил тем, что они дольше всех работают на рынке и часто оказывают помощь исполнителям. Например, отвезти их на место описи, обеспечить хранение имущества, поставить машину на стоянку и др. Скрытность и нежелание общаться с журналистами директора ПП «Юстиция» Кудабеков аргументировал тем, что к торгующим организациям обращается слишком много любопытных и отвлекают от работы. То есть любопытных много, а клиентов мало.
В целом за время работы своей работы в торгующих организациях, Андрей Кудабеков не имеет никаких претензий к работе исполнительной службы и чтобы кто-то там брал или давал взятки он не видел. В результате своё отношение к работе исполнительной службы Андрей поменял на более позитивное.
Что говорят банки?
О сотрудничестве банков и ГИС немного проинформировал начальник управления позднего сбора проблемной задолженности розничных клиентов банка «Аваль» Дмитрий Владимирович. Это управление занимается взыскиванием задолженностей с физических лиц и малого бизнеса. В банке также есть управление занимающееся работой с юридическими лицами и корпоративными клиентами. Банк занимается востребованием задолженностей с должников по ипотечным и залоговым кредитам. Когда какое-то имущество попадает в исполнительный процесс, то вся робота по оценке имущества банком ведётся параллельно оценке исполнительной службы. И если оценка имущества отличается больше чем на 30%, банк обжалует такую оценку в ГИС, или если необходимо в суде. По словам Дмитрия в банке предусмотрена система согласования каждого этапа торгов с главным офисом банка. Поэтому человеческий фактор тут исключён, поскольку каждый шаг реализации имущества, начиная с размещения объявлений, – контролируется вышестоящим офисом. Также банком ведётся целенаправленная работа по поиску клиентов для регистрации их на торгах, для этого даже есть специальный отдел. Процент уценки имущества также контролируется банком и в случае необходимости может быть обжалован в суде.
Банкир прояснил, что реализация товара иногда может очень усложниться, в связи с его техническим состоянием или проблемами переоформления. При этом в интересах банка снизить цену на имущество, чтобы хоть как то его продать. Ведь если после трёх проведённых торгов лот не продаётся, банк может стать его «счастливым обладателем», а это точно не в интересах банка. В целом Дмитрий Владимирович стоял на том, что отдел сотрудничающий с ГИС делает всё возможное чтобы продать лот подороже, для того чтобы банк получил прибыль и максимально погасил имеющуюся у клиента задолженность. Что касается претензий к работе ГИС, то у Дмитрия их нет. Эффективность работы с ГИС у банка полностью зависит от активности работников соответствующего отдела. Если у банка есть какие-то претензии к работе ГИС, он может оспорить их действия у вышестоящего органа или в суде.
Касательно возможных коррупционных схем в отношении сотрудничества с ГИС, Дмитрий Владимирович заверил, что у них в банке ничего такого нет. «Может где-то они и имеет место быть, но у нас точно нет, потому что мы полностью подконтрольны Киеву» , – завершил банкир.
Прокуратура
О позиции Областной прокуратуры, касательно возможных нарушений со стороны исполнительной службы проинформировал пресс-секретарь прокурора Черниговской области – Валерий Литовченко: «Прокуратура систематически проводит проверки в разного рода органах, в том числе и в исполнительной службе. При наличии у человека какой-либо информации об коррупционных действиях, он может обращаться в милицию или в отдел обращений граждан в нашей Прокуратуре», – говорит Валерий. Непосредственно о коррупции в органах Прокуратуры или других инстанциях любой желающий может сообщить по телефону 77-43-43. Также есть горячая линия для обращений предпринимателей, тел 69-01-40. Это в случае их притеснений любыми контролирующими органами.
В целом пресс-секретарь областной Прокуратуры резюмировал, что необходимо сообщать о любых фактах возможных коррупционных действий, кем бы они ни совершались. Но важно знать, что данное обращение не должно быть анонимным, иначе оно просто не будет рассмотрено.
Игорь Каменев http://www.gorod.cn.ua/news_36529.html
|