ЦЕ ТРЕБА ЗНАТИ ! НЕ ВСІМ ? Перевод квартир и объектов недвижимости в нежилой фонд
.
Перевод объекта недвижимости в нежилой фонд на сегодняшний день — весьма прибыльная инвестиция в бизнес. Актуальность вопроса заключается в том, что стоимость аренды или продажи нежилого помещения практически в 1,5 — 2,5 раза больше стоимости жилой квартиры. Кроме этого, если арендатор — юридическое лицо, он может использовать помещение только для проживания в нем физических лиц (согласно ст. 813 ГКУ). Поэтому для ведения хозяйственной деятельности предприятию нужно нежилое помещение. О том, как грамотно оформить процедуру перевода объекта недвижимости в нежилой фонд, рассказывает адвокат Шаповалов Максим Сергеевич.
Регулируется данная процедура ст.7, 8 Жилищного кодекса Украинской ССР; Переведение жилых домов и жилых помещений в нежилые осуществляется исключительно решением органа местного самоуправления.
Владельцы жилых квартир имеют право перевода из жилого фонда в нежилой согласно следующих условий:
- расположение жилых помещений в цокольных, подвальных, полуподвальных, первых и вторых этажах жилых домов;
- наличие отдельного выхода или возможность оборудования отдельного выхода;
- согласие владельцев жилых квартир.
СУЩЕСТВУЕТ ДВА СПОСОБА ПЕРЕВОДА ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ В НЕЖИЛОЙ ФОНД
1-й способ — признание в установленном порядке жилого дома, жилого помещения непригодным для проживания.
2-й способ — изменение функционального назначения жилого помещения.
1-й способ перевода объектов недвижимости в нежилой фонд.
1.Обращение с заявлением в органы местного самоуправления по месту размещения жилого дома, жилого помещения. К заявлению прилагаются:
— заверенные нотариально копии документов, подтверждающих право собственности на жилое помещение (договор купли-продажи, свидетельство или пр. с регистрационной отметкой БТИ);
— справка БТИ о проценте физического износа жилого дома;
— в случае необходимости, заключение проектного института о техническом состоянии жилого дома и о невозможности или нецелесообразности проведения его капитального ремонта;
— технический паспорт на жилой дом, жилое помещение (этажный план);
— справку из жилищно-эксплуа-тационной организации (ЖРЭУ или др.) о том, что в жилом доме, жилом помещении никто не зарегистрирован и не проживает.
2. По поручению органов местного самоуправления, межведомственная комиссия рассматривает предоставленные документы, изучает состояние жилого помещения или признает его непригодным для проживания.
3. В дальнейшем, если помещение признано непригодным для проживания, нужно обратиться к органу местного самоуправления с заявлением, к которому прилагаются следующие документы:
— заявление владельца жилого помещения;
— копия распоряжения органа местного самоуправления о признании жилого помещения непригодным для проживания;
— акт межведомственной комиссии об обследовании технического состояния жилого помещения с целью установления его соответствия санитарным и техническим нормам;
— справка БТИ о проценте физического износа жилого дома;
— в случае необходимости, заключение проектного института о техническом состоянии жилого дома и о невозможности или нецелесообразности проведения его капитального ремонта;
— заверенные нотариально копии документов, подтверждающих право собственности на жилой дом, жилое помещение (договор купли-продажи, свидетельство или пр. с регистрационной отметкой БТИ);
— технический паспорт жилого дома, жилого помещения (этажный план);
— справка из жилищно-эксплуатационной организации (ЖРЭУ или др.) о том, что в жилом доме, жилом помещении никто не зарегистрирован и не проживает;
— в случае, если владельцу по праву собственности принадлежит жилое помещение, прилагается письменное согласие владельца жилого дома (ЖРЭУ или др.) на дальнейшее его использование.
4. Дальше оплачиваем паевой взнос на развитие инфраструктуры города.
5. По поручению органа местного самоуправления, управление жилищного яозяйства рассматривает предоставленные документы владельца жилого томещения и, при наличии оснований, готовит проект распоряжение органу местного самоуправления о переведении жилого дома, жилого помещения в нежилой фонд.
6. По поручению органа местного самоуправления, районный в городе совет рассматривает заявление владельца жилого помещения соответственно ст.7 Жилищного кодекса Украинской ССР и, в случае принятия положительного решения, визирует подготовленный управлением нилищного хозяйства соответственный проект распоряжение органу местного самоуправления.
После всех вышеперечисленных действий, вводим нежилое помещение в эксплуатацию и получаем свидетельство на право собственности. Теперь можно сдавать его в аренду под офис.
2-й способ перевода жилого помещения в нежилое (изменение функционального назначения помещения).
1. Владелец жилого помещения обращается к органу местного самоуправления с заявлением с просьбой переведена жилого помещения в нежилой фонд.
К заявлению прилагаются:
— заверенные нотариально копии документов, подтверждающих право собственности на жилой дом, жилое помещение (договор купли-продажи, свидетельство или пр. с регистрационной отметкой БТИ);
— технический паспорт жилого дома, жилого помещения (этажный план);
— справка из жилищно-эксплуатациной организации (ЖРЗУ или др.) о том,что в жилом доме, жилом помещении никто не зарегистрирован и не проживает;
— в случае, если владельцу по праву собственности принадлежит жилое помещение, прилагается письменное согласие владельца жилого дома (ЖРЭУ или др.) на дальнейшее его использование.
2. На основании заявления владельца жилого помещения, орган местного самоуправления одновременно поручает управлению экономики и развития города — заключить договор с владельцем на оплату паевого взноса на развитие инфраструктуры города, государственной администрации — рассмотреть заявление владельца о переведении жилого дома в нежилой фонд и предоставить письмо-соглашение с обоснованием целесообразности переведения жилого дома, жилого помещения в нежилое и дальнейшее его использование.
Дальше вводим в эксплуатацию, получаем свидетельство права собственности на нежилое помещение и процедура завершена.
Таким образом, указанный процесс, как видим, не является сложным, но, при его прохождении, вы можете столкнуться с многими нюансами, требующими специальных знаний. Поэтому, перед началом процедуры, рекомендуем посоветоваться с квалифицированным специалистом.
Благодарим за помощь в подготовке материала адвоката Шаповалова Максима Сергеевича, журнал "МИР недвижимости" №2, январь 2013
Джерело інтернет
|