Как будет выглядеть Черниговщина после административной реформы
.
Закон «О добровольном объединении территориальных громад», разработанный правительством, предусматривает кардинальное реформирование системы местного самоуправления в Украине. Но, к сожалению, он во многом напоминает закон «Об объединении совладельцев многоквартирного дома»: и там, и там центральная власть праздничными куличами заманивает граждан в так называемые «добровольные объединения». 27 июля в Черниговской ОГА говорили о процессе объединения территориальных громад области. О реализации Закона Украины в регионе журналистам рассказывали директор Офиса реформ в Черниговской области Ярослав Жиденко и эксперт Офиса реформ Николай Силенко.
То, что обсуждение процесса добровольного объединения территориальных громад области состоялось на следующий день после выборов в 205 округе, сделало его незаметным и понизило значимость данного события. Но мы все же расскажем о том, как объединяются громады в области.
В конце апреля в Чернигове начал работу Офис реформ, который возглавил Ярослав Жиденко, на тот момент еще помощник народного депутата Валерия Кулича (новоназначенный глава ОГА тогда еще не сложил свои депутатские полномочия). Задачей созданной структуры фактически была активизация процесса реформирования громад и создание Перспективного плана формирования территорий громад области с последующим утверждением его на сессии областного совета. Офис реформ по плану должен проработать до 5 сентября 2015 года.
Финансирование Офиса реформ осуществляется за средства «американского народа» – Агентством США по международному развитию (USAID). И сегодня Ярослав Жиденко предполагает, что в связи с заинтересованностью вопросами децентрализации власти и проведением реформ в Украине, финансирование работы Офиса будет осуществляться USAID и после 5 сентября.
Что же касается добровольного объединения территориальных громад, то здесь первой отправной точкой должно было бы стать утверждение областным советом Перспективного плана формирования территорий громад области. И стимулом для создания такого документа стал 101 млн. грн, который области пообещали сразу же после утверждения плана.
– Впервые решение об использовании средств из Государственного фонда регионального развития будут приниматься именно местными властями, но для этого нужно сформировать и утвердить перспективный план развития области, – подчеркнул вице-премьер-министр Украины Геннадий Зубко в ходе своего визита в Чернигов, который состоялся в начале июня.
Естественно, терять сотню миллионов гривен было бы бессмысленно, поэтому вскоре план, который правительство требовало от области – появился на свет. В июне на сессии областного совета был утвержден проект Перспективного плана формирования территорий общин области, согласно которому из 569 сельских советов в области нужно было сформировать 81 самодостаточную громаду.
Как составляли документ можно судить по результатам: Кабмин определил, что из 81 громады, попавшей в план, утвержденный сессией облсовета, только 47 соответствуют утвержденной методике. Позже эта цифра была уменьшена еще на четыре громады до 43. Что делать остальным громадам – пока не ясно.
Как нам кажется, в отдельных громадах даже не обсуждали вопросы объединения: Перспективный план составлялся в области. Скорее всего, именно в Чернигове решили, кто и с кем будет объединяться. Но, главное, что первоочередная цель была достигнута: средства из Государственного фонда регионального развития поступили в Черниговскую область.
То, что Кабмин «забраковал» 38 территориальных громад говорит о том, что он просто считает предлагаемые громады не самодостаточными. А ведь законодательно Методика определяет механизм и условия формирования именно самодостаточных территориальных громад, которые способны «прокормить» и образование, и медицину, и ЖКХ созданной громады.
«Самодостаточная территориальная община – территориальные общины сел (поселков, городов), которые в результате добровольного объединения способны самостоятельно или через органы местного самоуправления могут обеспечить надлежащий уровень предоставления услуг, в частности в сфере образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты, жилищно-коммунального хозяйства, с учетом кадровых ресурсов, финансового обеспечения и развития инфраструктуры соответствующей административно-территориальной единицы», – говорится в Законе.
Как заявил Ярослав Жиденко, по состоянию на 24 июля на проверку в Черниговскую ОГА поступили документы на объединение всего от шести громад: Коптивская и Деснянская (Козелецкий район), Вертиевская и Григоро-Ивановская (Нежинский район), Парафиевская и Макеевская (Носовский район). Но не факт, что в ближайшем будущем на карте Черниговской области появится шесть новых административных центров объединенных громад. В случае получения положительного заключения, они будут иметь возможность перейти к следующему этапу объединения – передачи этих решений в областной совет. Еще 12 громад определяются в вопросах объединения.
Как нам кажется, вопрос объединения громад тормозится, как сверху, так и снизу. В депрессивном регионе с низким уровнем развития производственных структур, а, следовательно, и с низким уровнем поступлений в бюджет, переходить на самоокупаемость довольно рискованно. Учитывая низкий уровень развития инфраструктуры, населенным пунктам, разбросанным в радиусе 25 км от административного центра, будет непросто получать административные услуги.
Закон «О добровольном объединении территориальных громад» уместно сравнить с Законом «Об объединении совладельцев многоквартирного дома»: тем, кто объединяется в ОСМД, государство также гарантировало и проведение капитальных ремонтов зданий предыдущим владельцем, и различные финансовые преференции. Однако на деле, после получения зданий в пользование, об их жильцах фактически забыли. Поэтому люди и боятся менять существующий уклад на что-то новое и неизвестное.
Закон предусматривает, что Государство осуществляет финансовую поддержку добровольного объединения территориальных общин сел, поселков, городов путем предоставления объединенной территориальной общине средств в виде субвенций на формирование соответствующей инфраструктуры в соответствии с планом социально-экономического развития такой территориальной общины.
Только вот предложения о предоставлении финансовой поддержки объединенной территориальной громаде вносятся соответствующей областной государственной администрацией по представлению местного совета объединенной территориальной громады не позднее 15 июля года, предшествующего бюджетному периоду, в котором предусматривается предоставление такой финансовой поддержки. То есть говорить о финансировании таких громад на 2016 год сегодня уже как бы и поздно.
Что будет с поступлениями в местные бюджеты? Как их делить? Как будут распределяться расходы? Что будет с коммунальной собственностью? Как она будет переоформляться? Что будет с аграрными землями за пределами населенных пунктов? Будут ли общины ими распоряжаться? – на эти и другие вопросы до сих пор нет четких ответов.
По планам, после объединения громад, в административных центрах объединенной громады будут сформированы местные советы, а вместо сельсоветов в малых селах будут выбраны сельские старосты. Можно предположить, что старосты не будут обладать реальными полномочиями, а нагрузка на объединенные местные советы возрастет в разы – их просто завалят обращениями укрупненные общины.
По мнению экспертов для значительного числа небольших поселков и сел такое объединение может лишить их существующей, хоть и незначительной социальной базы, а удаленность административного центра объединенной территориальной громады (что очень актуально для Черниговской области) создаст дополнительные проблемы для их жителей. В перспективе же такие населенные пункты вообще обречены.
Как отреагируют на утрату существующих полномочий председатели и депутаты сельских советов можно только предполагать, но в народе не зря говорят: «Два украинца – три гетмана».
http://www.gorod.cn.ua/ Игорь Грищенко
|