…И будет на Корюковщине счастье?
.
Владельцам имущественных паёв корюковского производства сельскохозяйственного кооператива имени Горького к гадалке можно не ходить. Они и так знают, что очень скоро у каждого будет улучшение финансового положения – китайско-украинская аграрная компания «Фанда» со дня на день начнет выкупать у низ имущественные сертификаты. В частном сельхозпредприятии «Злагода» (в соседней Наумовке) этот процесс уже заканчивается. Те, кто вовремя оформил документы на паи, получили половину их стоимости (на таких условиях осуществлялась покупка) ещё в прошлом году. — Тогда всё было дешевле, — не скрывает удовольствия 58-летняя Татьяна Барланицкая, — Купила мебель на кухню, газовый котёл и колонку. А что осталось, поделила между тремя детьми. Сказала: купите что-нибудь на память. За паи — мой и покойного мужа — заплатили 17 тысяч гривен. Он был шофёром, а я работала в галантерейном цеху (был такой при местном колхозе — делали пластмассовые цветы, шили рукавицы и т.п.), потом — на ферме.
Есть семьи, где доярки и механизаторы получили и по 30 тысяч. — Сейчас выкупают имущественные сертификаты, где пай в наследстве, — рассказывает исполнительный директор ЧСП «Злагода» Виталий Топтун. — На сегодня уже более 800 бывших колхозников продали свою часть имущества инвесторам. Они реализуют у нас проект по созданию современного агрокомплекса. Планируют построить его за 5 ближайших лет. По предварительным подсчётам на это пойдёт 58 миллионов долларов.
Будет создано полторы тысячи рабочих мест, треть из которых — сезонные (сейчас в «Злагоде» около сотни работников. Какая зарплата — не признаются. — Авт.).
Ставка делается на развитие молочного животноводства. На создание 4 комплексов (каждый — на 5 тысяч голов) для выращивания скота запланирована самая большая сумма — 25 миллионов. Немного меньше — на строительство агрофирмы по выращиванию зерновых и кормовых культур, реконструкцию и расширение свинокомплекса. Два с половиной миллиона пойдут на тепличный комплекс. Выращенные овощи будут перерабатываться на месте.
— Верите, что так и будет?— Уверен на 300 процентов. Когда-то учился в институте с китайцами. Более прилежных студентов, чем они, не было. О них говорили: китайцам главное знать, в какой аудитории сдавать экзамен, а предмет они могут выучить за ночь.
И тут сделают, раз взялись. «Взялась» компания «Фанда». Она была создана (в 2013 году) на базе слияния китайской государственной промышленной корпорации «Хуанфань Цюй» и украинской компании «Дара групп». Инвестиционное соглашение, которое предусматривает реализацию проекта, было подписано в Киеве 22 сентября этого года.
А первые инвестиции пришли ещё прошлой весной. Как в «Злагоду», так и в ПСК им. Горького. — Думаю, нас выбрали не случайно, — говорит директор производственного сельхозкооператива Виктор Ющенко.— Потому что, хотя на ферме и нет современного оборудования (до сих пор доим в вёдра), скажем, сейчас среднесуточный удой на корову составляет по хозяйству 8,7 — 8,8 килограммов — на 3 кг больше, чем в среднем по району.
Инвесторы уже приобрели линию для доения на 200 коров (сейчас в ЧСП — 160 голов дойного стада), транспортёры. Из вложенных ими средств, а это более 6 миллионов долларов (за 4 млн с небольшим выкупили имущество этих двух хозяйств, остальные пошли на приобретение имущественных паев у крестьян, техники, семян, удобрений, ГСМ. — Авт.), нам досталось процентов 30. Соседям в «Злагоде» — больше.
И сделано тут больше. На ферме первое, что бросается в глаза, — два коровника для дойного стада (на 220 голов) с металлопластиковыми окнами. Другие сооружения на их фоне выглядят бедными родственниками. — После завершения ремонта в коровниках будет установлено современное оборудование, — рассказывает Виталий Топтун. — Подготовительные работы (очищение от хлама. — Авт.) доверили местной бригаде, а для ремонта пригласили специалистов из Западной Украины.
— А что было на полях?— Озимая пшеница, рожь, овёс, люпин, соя. Кукурузы — 500 гектаров (больше четверти имеющихся земель. — Авт.). Выращивали её в основном на силос. На семена оставили 120 га. Собрали в среднем по 40 центнеров с гектара. Планировали взять больше, да погода подвела. А у себя на огороде они такую кукурузу вырастили — загляденье... И не только кукурузу.
Прямо-таки заинтриговал Виталий Степанович. Напрашиваемся на смотрины.
... Огород занимает больше 30 соток. Он начинается сразу за двухэтажным газифицированным домом, который «Фанда» купила в Наумовке для своих работников. Первые из них поселились здесь ещё летом 2013-го. Сейчас в нем живёт 8 человек. Среди них, по словам Виталия Топтуна, есть бухгалтера, финансист, животноводы, агрономы и переводчик. Сельчане говорят, что переводчик понимает даже местный говор. Но во время нашего посещения именно его на месте и не оказалось. Общаться с руководителем (Виталий Топтун называл его генеральным директором, переводчик — председателем правления), 51-летним (он самый старший и по возрасту) Лю Гуань Цзюнем, помогал один из его коллег — Лу Сяо Бу. Для местных жителей — Максим.
Выращенный на огороде урожай — мечта любого фермера. Кукуруза, морковь, капуста, кабачки — всё отборное, не поражённое болезнями, одно в одно, будто подогнано под заданный размер. На огороде остались только арбузы килограммов по 5. Их считают мелкими, поэтому и не убирали. — Вот такие вырастали, — соединяет перед собой вытянутые руки Лю Гуань Цзюнь. Рассказывает: огород был экспериментальным участком. Пробовали, что и как будет расти на наумовской земле. Результатами остались довольны. И сами, и высшее начальство.
— С живностью тоже эксперимент? — замечаю во дворе коз и кур. — Нет, это натуральные продукты. — Они хотят, чтобы всё было натуральное, — подтверждает соседка баба Валя. — У меня молоко покупают. Им нравится. Я спрашивала: «Что ещё, кроме молока, любите?» Они говорят: клубнику и девушек. Шутили так. Потому что клубнику, когда угощала, только попробовали. И девушек я возле них не видела.
— Все женаты? — спрашиваю «Максима».— Почти половина — холостые. А один женат на украинке. Из Одессы.
— Так он, наверное, уже многие украинские блюда отведал. А то говорят, что вы хлеба не едите... — Как это не едим? Просто мы из разных регионов Китая. Кто-то больше привык к хлебу из рисовой муки, кто-то — к рису, кто-то к лапше. (На обеденном столе — ни ложек, ни вилок, только деревянные палочки. На газовой плите — кастрюля литров на 10 с лапшой и всякими приправами.)
— Еду готовите по графику — когда кому выпадет? — Кто свободен, тот и готовит. Графика нет.
— Скучаете по родным?— Некогда скучать. У нас — работа. Общаемся по телефону. Может, на Новый год кому-то удастся съездить домой. — А свободное время как проводите?— Занимаемся спортом. С людьми знакомимся. Они здесь очень хорошие, душевные. С соседями (Татьяной и Василием Холявко. — Авт.) подружились. Учим язык.
(Сельчане заметили: все китайцы особенно хорошо произносят слова «я тебя люблю». Видимо, часто повторяют. А что — вполне может пригодиться.)
Спрашиваю Лю Гуань Цзюня, где планируют реализовывать выращенный урожай, мясо, молоко. — Сначала — в Украине, а потом — время покажет. Пока только готовимся к большой работе. Покупаем сельскохозяйственную технику. Часть её уже испытали на полях. Для ферм — молокопроводы, водопоильное оборудование, системы охлаждения молока. Скот пока тот, который был в хозяйствах. Со временем добавим более продуктивные породы. Сеять планируем только элитными семенами. Удобрения тоже будут только качественные. Для овощей — теплицы. Под бывшими колхозными было 2 гектара, в планах —12.
От колхозных теплиц остались рожки да ножки.— Потому что длительное время ими не занимались, — не скрывает Виталий Топтун. — Я принял хозяйство в январе 1999-го. Тогда на вид они были немного лучше, но уже не эксплуатировались. Не хватало средств.
— На работу будете принимать местных или своих привезёте? — продолжаю расспрашивать своего китайского собеседника. — Будут местные, — отвечает он. — Лишь бы хорошо работали. (Как они сами работают, я наблюдала во время разговора. Пока мы втроём общались, остальные были постоянно чем-то заняты — перебирали и аккуратно складывали овощи, что-то чинили в доме. Заканчивали одно дело, брались за другое. Не сидели, не зевали, не курили. Работали, как один слаженный механизм. Когда вышли фотографироваться, даже ступеньки — и без того чистые — тщательно подмели.)
На их белом внедорожнике замечаю киевские номера. «Фанда» тоже зарегистрирована в Киеве. Если (как обещают) зарегистрируют её в Корюковке, в районный бюджет будут поступать немалые налоги.
Мария Исаченко, еженедельник «ГАРТ» №45 (2693)
|