БОРІТЕСЯ І ПОБОРЕТЕ !
Европейский суд принял сторону черниговских чернобыльцев
. Сегодня два черниговца, Евгений Улыбин и Александр Москаленко, ждут лета, когда из Страсбурга им придет окончательное решение Европейского суда по правам человека. С этим документом они смогут получить от государства причитающиеся им десятки тысяч гривен.
Пенсии снизили в четыре раза
Сегодня, согласно закону «Про статус і соціальний захист громадян, які постраждали внаслідок Чорнобильської катастрофи», размер пенсий для инвалидов, относительно которых установлена связь с Чернобыльской катастрофой, не может быть ниже 180 (третья группа инвалидности), 200 (вторая группа) или 220 (первая группа инвалидности) процентов минимальной пенсии. Но так было не всегда. До изменений, которые в закон были внесены постановлением Кабмина, чернобыльцы получали гораздо больше – 6, 8 или 10 минимальных пенсий. Теперь же вместо положенных 5364–8940 гривен каждый месяц они получают в лучшем случае со всеми доплатами 2200. Так продолжается уже два года, и ситуацию не получается исправить ни с помощью украинских судов (судьи принимают сторону чернобыльцев, но исполнительные службы не могут взыскать с Пенсионного фонда деньги, которых у него нет), ни с помощью Конституционного суда (изменения, внесенные в закон Кабмином признаны неконституционными), ни с помощью регулярных акций протестов.
Европа встала на строну черниговцев
Теперь в ход пошла тяжелая артиллерия. По словам Евгения Улыбина и Александра Москаленко, они – первые жители Чернигова, которые решили бороться за свои права в этом вопросе в Европейском суде по правам человека.
– Сейчас в Европейском суде находятся тысячи исков из Украины по этому поводу, – объясняет Евгений Улыбин. – Они рассматриваются «оптом», по 250 дел за раз.
Первая группа уже получила окончательное решение суда, согласно которому государство Украина обязано выплатить истцам все недополученные ранее деньги. Речь идет о 100 и более тысяч гривен для каждого. Два черниговских дела попали во вторую группу – предварительное положительное решение пришло им из Страсбурга перед новым годом. Окончательное должно поступить к лету.
– Насколько я знаю, мы будем первыми из черниговских чернобыльцев, относительно которых Европейский суд вынесет свое решение, – говорит Евгений Улыбин. – В первой группе в основном были жители Донецка, Луганска, Киева, Харькова – крупных городов, где чернобыльские организации работают очень активно.
Вода камень точит
Но и черниговцы, несмотря на некоторую общую пассивность, не стоят в стороне. Например, Александр Москаленко и Евгений Улыбин участвовали в митингах под стенами Кабмина. Более того, Евгений даже входил в состав рабочей группы, которая обсуждала с представителями правительства возможный выход из ситуации.
– В ходе переговоров мы добились определенного компромисса, – объясняет он. – Кабинет министров согласился на реструктуризацию, и мы договорились, что на прежний уровень пенсии выйдут постепенно. К 2015 году, на который выпадают президентские выборы, нам обещали вернуть прежние цифры в 6, 8 и 10 минимальных пенсий.
К сожалению, почти сразу после этого почти весь состав Кабмина сменился, и договоренности остались лишь в устном виде. Так что теперь вся надежда на Европейский суд. Наверняка после первых успешных исков и другие жители Чернигова, пострадавшие от произвола правительства, последуют примеру двух первопроходцев.
***
Европейский суд по правам человека — международный судебный орган, юрисдикция которого распространяется на все государства — члены Совета Европы, ратифицировавшие Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, и включает все вопросы, относящиеся к толкованию и применению конвенции, включая межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц. Еженедельник «Семь дней», №7 (588), 14 февраля 2013 года
|