Ещё раз о судебном сборе
.
На сайт поступает немало вопросов по поводу применения нового закона "О судебном сборе”. Следует отметить, что к сожалению, приходится постоянно сталкиваться с тем, что нормы этого закона не знают даже работники канцелярий судов, принимающие от граждан иски и прочие заявления, жалобы. При этом, очень часто они требуют от оплачивать судебный сбор в завышенном размере, а иногда и платить в тех случаях, когда человек освобожден от такого сбора.
Немало вопросов вызывают положения закона, касающиеся исков имущественного характера. В особенности непонятными эти нормы являются по делам административного судопроизводства. В связи с этим следует обратить внимание посетителей сайта на письмо – разъяснение Высшего административного суда (далее – ВАСУ) от 18.01.2012 г. № 165/11/ 13-12, которое проводит интересную логическую цепочку относительно исков, касающихся обжалования фискальных решений субъектов властных полномочий.
ВАСУ разъяснил следующее за подачу в административный суд административного иска имущественного характера устанавливается ставка судебного сбора в размере 1 процента размера имущественных требований, но не менее 0,1 размера минимальной заработной платы и не более 2 размеров минимальных заработных плат. При определении характера административного иска – как имущественного судам необходимо учитывать такое.
Согласно пункту 1 части второй статьи 17 Кодекса административного судопроизводства Украины (КАСУ) юрисдикция административных судов распространяется на публично-правовые споры физических или юридических лиц с субъектом властных полномочий относительно обжалования его решений (нормативно-правовых актов или правовых актов индивидуального действия), действий или бездеятельности. Отдельные решения, принятые субъектом властных полномочий, могут порождать основания для изменений имущественного состояния физического или юридического лица. В частности, реализация таких решений может приводить к уменьшению или увеличению имущества лица. Соответственно обжалование такого решения направлено на защиту нарушенного права в публично-правовых отношениях с целью сохранения надлежащего лицу имущества.
Из содержания решения Европейского суда по правам человека от 14 октября 2010 года в деле "Щокин против Украины” усматривается, что увеличение налоговым органом обязательств лица по налогам является вмешательством в его имущественные права. То есть, по практике Европейского суда по правам человека требование о признании противоправным решения субъекта властных полномочий, влияющего на состав имущества истца, в том числе путем безосновательного взыскания налогов, сборов, штрафных санкций и т.п., является имущественным.
Учитывая изложенное, административными исками имущественного характера являются требования относительно противоправности решений об определении денежных обязательств налогоплательщиков, об уменьшении суммы бюджетного возмещения с налога на добавленную стоимость, о взыскании административно-хозяйственных и других штрафных санкций и т.п.
Таким образом, обращенные к суду требования об отмене решения ответчика – субъекта властных полномочий, непосредственным следствием которых является изменение состава имущества истца, являются имущественными. Джерело http://ukr-advokat.org.ua/
|